22 мая в Калифорнии отмечается День Харви Милка — открытого политика-гея и борца за свободу ЛГБТ+. Праздник появился недавно, в 2009 году, по инициативе фонда, основанного племянником активиста. Этому помог выход фильма «Милк», приуроченный к 30-летию со дня смерти политика. В России своего Харви Милка пока нет, но кто знает: возможно, история американца кого-то вдохновит.
Милк родился в Нью-Йорке, там же окончил колледж, отслужил в ВМФ США и даже участвовал в Корейской войне. Военное окружение не способствовало открытости, поэтому Харви держал личную жизнь в секрете. Когда факт его гомосексуальности вскрылся, ему пригрозили трибуналом и вынудили уйти в отставку. Вернувшись домой, Милк сделал успешную карьеру на Уолл-стрит и 15 лет не помышлял о политике.
Начало общественной деятельности пришлось на 1972 год, когда будущий политик оставил Нью-Йорк и переехал в район Кастро в Сан-Франциско — мекку для геев того времени. Несмотря на ряд неудачных кампаний, он добился победы и был избран в городской наблюдательный совет. «Даже когда геи проигрывают, люди просвещаются и получают больше информации о гомосексуальности, — говорил Милк. — Первая реакция всегда враждебная, но затем вы уже можете сесть за стол переговоров».
Милк был либералом, критиковал вмешательство государства в сексуальную жизнь и продвигал закон о защите прав ЛГБТ+. «Поправка №6», которая предписывала запретить геям, лесбиянкам и их союз_ницам работать в школах, была отклонена его стараниями. Будучи выпускником педагогического колледжа и экс-преподавателем, Харви воспринял поправку как личный вызов. В результате народного голосования даже консерваторы не поддержали дискриминацию квир-учителей. А именем Харви Милка были названы общеобразовательная школа в Сан-Франциско и средняя школа для ЛГБТ+ подростков в Нью-Йорке.
Симпатии Милка принадлежали рабочему классу: корпорациям он предпочитал малый бизнес и профсоюзы; отдавал приоритет интересам простых граждан, а не мэрии. Он стал первым открытым геем на выборном посту в Калифорнии во многом благодаря поддержке водителей, пожарных, строителей, портовых грузчиков. Всех тех, кто отказался от гомофобных установок в пользу общего блага и прогресса. Другие политики тоже признали рост влияния ЛГБТ+ сообщества, и ради их голосов начали идти на контакт с гей- и лесбийскими организациями.
Милк трагически скончался в возрасте 48 лет: он был застрелен бывшим политическим соратником. В тот же вечер почтить память Харви вышло 40 тысяч горожан с зажженными свечами. Активист предчувствовал такой исход и за неделю до гибели записал аудиозавещание: «Если пуле суждено пронзить мой мозг, пусть эта пуля разнесет дверь каждого чулана». Позже журнал Time назвал Милка лидером гей-движения Сан-Франциско и включил в список «100 самых выдающихся личностей 20 века» в номинации «Герои и иконы».
Интерес к наследию Милка долгое время оставался локальным и нишевым, но ситуация изменилась с выходом одноименного байопика. Режиссер картины Гас Ван Сент отметил, что Харви боролся за права всех угнетенных, поскольку был не только геем, но и евреем, и не понаслышке знал проблемы других меньшинств. В итоге фильм охватил широкую аудиторию, а его премьера совпала с избранием Барака Обамы — первого темнокожего президента США. Усилиями Обамы Милк был посмертно награжден Президентской медалью Свободы, высшей наградой страны.
«Милк» стал значимой вехой и в фильмографии самого режиссера: до этого Ван Сент работал преимущественно в независимом кино, а идею «Милка» вынашивал с 1993 года. В итоге байопик был выдвинут на «Оскар» в восьми номинациях, в двух из которых — сценарий и главная мужская роль — выиграл. Также фильм важен с точки зрения репрезентации, ведь и режиссер, и сценарист Дастин Лэнс Блэк гомосексуальны. Тогда как прежние культовые истории квир-людей, как то «Горбатая гора» или «Филадельфия», создавались гетеросексуалами. При этом «Милк» повторил изъян предшественников: роли геев здесь снова исполняют гетеро-звезды первой величины (Шон Пенн, Джеймс Франко).
Съемки фильма проходили в аутентичных локациях: окрестностях гей-квартала Кастро и бывшем фотомагазине Милка Castro Camera, который также служил комьюнити-центром для квир-людей. Создатели выкупили помещение на период съемок и оформили его в духе 70-х годов. Команда худож_ниц и декоратор_ок воссоздала дизайн по материалам местного архива в GLBT Historical Society, где представлены личные вещи Милка, а также фотографии, газеты и текстиль той эпохи.
В массовке были задействованы участ_ницы реальных событий, в том числе в сцене, где Милк незадолго до смерти выступает на «Параде дня свободы геев». В фирменных «речах надежды» он высмеивал стереотип, что геи якобы пропагандируют свой образ жизни среди молодежи: «Я — Харви Милк. И я хочу вас завербовать!» В последней такой речи он заявил: «Когда вы голосуете, чтобы в органах власти стало больше геев, это дает зеленый свет тем, кто чувствует себя бесправными. Это дает надежду всей нации, потому что, если этого добился гомосексуал, значит двери открыты для всех».