Нейроотличные люди ежедневно сталкиваются с навешиванием на них ярлыков и сложностями в социализации.Этой проблеме посвящен наш новый выигранный судебный кейс.
Весной 2022 года в программу «Правовая помощь» обратился астраханец Станислав. Он рассказал, что подвергался постоянным угрозам со стороны родственников, с которыми проживал – матери и двоих братьев. Братья его избивали, но жалобы на это в полицию долго оставались без движения. Даже после привлечения одного из братьев к административной ответственности побои не прекратились. Несколько лет назад Станислав сделал каминг-аут, признавшись матери в своей гомосексуальности, после чего был принудительно госпитализирован в психдиспансер.
Юноша долго готовился к волнительному разговору и, чтобы побороть тревогу, принял алкоголь. Реакция матери на каминг-аут была незамедлительной: она вызвала скорую помощь и убеждала врачей, что сын постоянно выпивает, что не соответствовало действительности.
Тем не менее, по заявлению родственников, молодого человека поместили в психиатрический стационар, где он в течение нескольких месяцев проходил принудительное «лечение». В детстве у него была выявлена незначительная нейроотличность, которая не нуждается в инвазивной коррекции, не предполагает группу инвалидности и уж тем более статус недееспособности. После выхода из больницы парень вернулся жить в свою квартиру к матери и братьям, и ситуация для него с каждым месяцем становилась хуже.
В 2022 году Станислав случайно узнал, что мать подала иск в Астраханский городской суд о признании его недееспособным. По мнению юноши, это связано с тем, что он один из собственников квартиры, и родственники через лишение дееспособности хотели присвоить себе его долю недвижимости.
Фонд «Сфера» нашел Станиславу адвоката, который смог бы представлять его интересы в суде. Однако адвокат без объяснения причин отказал в ведении дела всего за несколько часов до заседания. Днем ранее нотариус отказала в выдаче доверенности, узнав, что в суде будет рассматриваться такой иск. Тема недееспособности остается табуированной даже в профессиональных юридических кругах. К счастью, нам удалось оперативно договориться с адвокатессой Викторией Точилиной, которая и довела дело до победы.
Суд не принял во внимание ни факт вынужденного нахождения Станислава в лечебнице, ни гомофобные доводы его матери, и в удовлетворении исковых требований было отказано. При вынесении решения суд руководствовался тем, что признание гражданина недееспособным возможно только в случаях, когда иные меры по защите его прав и законных интересов оказываются недостаточными. В деле Станислава таких оснований не нашлось. Решение суда в этой истории выглядит нетипичным, потому что социальная стигматизация в России до сих пор очень сильна. Отношение общества к нейроотличным персонам, ЛГБТ+ комьюнити и людям с признаками инаковости оставляет желать лучшего.
Вот как комментирует итог процесса Екатерина Диковская, глава юридической службы «Сферы»:
— История нашего заявителя, к сожалению, не редкость: мошенники и даже родственники злоупотребляют уязвимым положением людей с ментальными особенностями, лишая их жилья, средств к существованию, доступа к медицинской помощи. Государственная система помощи меняется крайне медленно и не учитывает особые потребности таких людей. Мы очень рады, что удалось помочь Станиславу, потому что, если бы он оказался в учреждении по решению суда, отстаивать его права было бы гораздо сложнее.