7 февраля Василеостровский районный суд отказал Максиму Дрожжину в удовлетворении заявления против СПбГУ. Истец требовал признать неправомерным его исключение из творческого коллектива «Фольклорный ансамбль СПбГУ», и по итогу восстановить его в составе кружка и взыскать моральный вред в размере 10 тысяч рублей. После получения полного текста решения суда вердикт будет обжалован.
Максим Дрожжин — дипломированный преподаватель вокала; выпускник Государственного института культуры. Он специализируется на народно-хоровом пении и традициях русского фольклора; в магистратуре СПбГУ изучал этнологическую экспертизу. В фолк-ансамбль Максим пришел за педагогической и научно-исследовательской практикой.
В сентябре 2021 года ему было безосновательно отказано в посещении занятий. Кураторке кружка, Екатерине Головкиной, не понравился аккаунт Максима в Facebook*, где тот открыто рассказывает о себе и своей сексуальной ориентации. Особенно Головкину возмутили посты, где он предстает в женских образах. В личном смс-сообщении она велела ему «больше не приходить и с ребятами не общаться», а также удалила из чата ансамбля.

Максим обратился в Комиссию по этике СПбГУ с просьбой разобраться в инциденте. На заседании кураторка ссылалась на «духовную чистоту пения», которой Дрожжин, будучи геем, якобы обладать не может. В итоге факт дискриминации Комиссией установлен не был. Вместе с тем, более полутора тысяч универсант_ок (среди них студент_ки, выпускни_цы, преподаватель_ницы) выступили с заявлением в поддержку Максима, где признали, что их альма-матер не соблюдает принцип свободы слова и творчества.
Совместно с юридической службой «Сферы» Максим составил судебный иск о компенсации морального вреда. Недопуск в ансамбль нарушил его личные неимущественные права — на образование, на уважение частной жизни и на недискриминацию. Руководство СПбГУ так и не дало ни одного официального ответа уполномоченным на это лицом, что указывает на бездействие и непрофессионализм.
После широкой огласки этого случая Дрожжин начал получать гомофобные оскорбления и угрозы в социальных сетях. Также ситуация усугублялась повышенным вниманием полиции: Максима приглашали на «беседы», в ходе которых пытались уличить в «ЛГБТ+ пропаганде» за его активистскую деятельность. Все это вынудило фольклориста покинуть территорию РФ и просить убежища в одной из европейских стран.
Основное судебное заседание состоялось лишь с пятой попытки: оно переносилось с сентября 2022 года по разным причинам, последняя из которых — неявка свидетельницы Головкиной. 7 февраля ведущую ансамбля все-таки удалось опросить. Она пояснила, что посмотрела страницу Максима по наводке других ребят, и его фото в женской одежде не соответствуют «традиционным ценностям и образцам русской народной культуры». На прямой вопрос, признает ли она, что смс было написано ею из-за ориентации певца, Головкина ответила отрицательно.
Дмитрий Герасимов, адвокат, сотрудничающий с фондом «Сфера», отметил, что суд проигнорировал гомофобную риторику в действиях ответчика:
— Суд оставил без рассмотрения наши требования о признании нематериальных благ, включая право на достоинство личности, право на доброе имя, право на уважение личной жизни, право на свободу слова и убеждений, а также об установлении факта дискриминации по причине сексуальной ориентации. В резолютивной части об этих требованиях не было сказано ни слова.
Максим, узнав о решении, выразил беспокойство о положении ЛГБТ+ людей в РФ:
— Мне очень жаль, что сегодня в России суды не рассматривают кейсы от представителей ЛГБТ-сообщества. Мы будто и не граждане вовсе. Мы как лица без гражданства или, вернее, граждане без лица. Я очень переживаю за представителей сообщества, которые сейчас проживают в России. И в то же время я восхищаюсь каждым, кто остался, потому что жить в России очень тяжело.
Сейчас Максим находится в безопасном месте и даже вне России продолжает изучать ее песенное наследие и делится своим творчеством в Facebook*. Множество квир- людей, посвятивших себя педагогике, не имеют возможности жить открыто из-за закона о «ЛГБТ+ пропаганде», а работа с несовершеннолетними делает их еще более уязвимыми.
*признан экстремистской организацией на территории РФ