Многие медиа писали, что с 1 июля 2023 года в поликлиниках будет обязательный сексолог, который сможет оказывать помощь людям, «страдающим психическими расстройствами, связанными с половым развитием и ориентацией», и будет иметь право «совместно с врачом-психиатром применять принудительные меры медицинского характера».
«Сфера» разобралась, что именно сказано в уже вступившем в силу приказе Минздрава № 668н от 14 октября 2022 года и обсудила нововведения с сексологом и юристом.
Кроме этого, мы пытались получить комментарий от Министерства здравоохранения РФ, но чиновники проигнорировали запрос, который мы написали совместно со СМИ, не ответив нам ни через 7, ни через 30 дней, как должно быть по закону.
О приказе
Этот документ касается организации оказания психиатрической и медико-психологической помощи. Приказ определяет оснащение кабинетов и правила работы психоневрологических диспансеров и больниц.
Например, в приказе закреплено, что на каждые 250 тысяч взрослых должны быть психиатр, сексолог. При этом, возможно, психиатров даже больше: 1 на 25 тысяч городского населения и 1 на 40 тысяч сельского. Детский психиатр должен быть 1 на 100 тысяч детей. А психотерапевт — 1 на 75 тысяч взрослых и 1 на 12 тысяч детей.
Кроме этого, в медучреждениях должны появиться кабинеты психологов, к которым можно будет записаться в рамках ОМС.
Подчеркнем, что приказ не регулирует вопросы диагностики и лечения психических расстройств.
О принудительном лечении
В перечне функций врача-сексолога действительно есть два пункта о «сексуальных предпочтениях» и «принудительных мерах», но они шире, чем указали СМИ:
- оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, связанными с половым развитием и ориентацией, расстройствами половой идентификации и сексуального предпочтения, семейно-сексуальными дисгармониями, сексуальными дисфункциями, не обусловленными органическими нарушениями или другими заболеваниями и состояниями, и сексуальными дисфункциями смешанного генеза (далее соответственно – лица, страдающие сексуальными расстройствами; сексуальные расстройства), а также имеющим риск их развития;
- применение совместно с врачом-психиатром принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих сексуальными расстройствами.
И это значит, что «принудительное психиатрическое лечение» возможно только по постановлению суда. Принудительные меры медицинского характера — это меры правового воздействия к лицам, совершившим уголовное преступление. Прежде всего, речь идет о педофилии.
Объяснения от практикующего сексолога
«Сфера» поговорила с врачом-сексологом одной из частных клиник в России. Она считает, что оснований для паники нет:
— Если говорить о нашумевшем приказе, что, возможно, будут лечить, проводить конверсионную «терапию»… После беглого знакомства у меня было впечатление, что тут у страха глаза велики. Люди испугались того, что в этом приказе даже не подразумевалось. Возможно, если что-то и можно лечить, то это парафилические расстройства, которые достаточно четко определены [прим. в МКБ-10 они указаны под кодом F65]. И они связаны с влечением к тем, кто согласия дать не может. Но лечить ЛГБТ+ людей — ни о каких серьезных инициативах я не слышала.
По ее словам, сексологов с необходимой подготовкой в России можно пересчитать по пальцам одной руки:
— Под такими специалистами я понимаю тех, кто владеет английским, читает современную литературу, публикуется в рецензированных журналах и понимает, как устроена современная сексология, разбирается не только в научных исследованиях, но и понимает хорошо вопросы прав человека, социальную психологию. Ну, они [Минздрав] смогут каких-то сексологов, скорее всего, настругать, только чтобы заполнить кабинеты: будут спешно стряпать курсы, на которые отправят психиатров. Но учебники, по которым они учат, устаревшие и порой содержат ненаучные утверждения. Скорее всего, это будет популистская инициатива, которая будет существовать только на бумаге. На практике «сексологи» в кабинетах будут рассказывать о том, что нужно быть терпеливее, женственнее, трусики кружевные надевать и так далее.
Комментарий адвоката, специализирующегося в медицинском праве
Также «Сфера» поговорила и с адвокатом Дмитрием Бартеневым о том, будут ли относиться ЛГБТ+ персоны к тем, кому может быть показано диспансерное наблюдение:
— Диспансерное наблюдение устанавливается в отношении людей, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, прежде всего в отношении лиц, склонных к общественно-опасным действиям. Речь идет о риске причинения ущерба другим лицам, имуществу или самому человеку, страдающему психическим расстройством.
По его мнению, опасаться введения конверсионной терапии не стоит:
— Медицинская помощь оказывается в соответствии с требованиями к диагностике и лечению психических расстройств. Учитывая, что в России диагностика психических расстройств осуществляется на основе международных критериев (МКБ-10), гомосексуальность как таковая не может являться основанием для применения каких бы то ни было медицинских мер, поскольку ни в международной, ни в российской практике гомосексуальная ориентация не рассматривается в качестве заболевания. В свою очередь конверсионная терапия не является принятым в медицинской практике методом «лечения», поскольку фактически направлена на «исправление» состояния, не являющегося патологией. Напротив, использование такого метода «лечения» может говорить о грубом нарушении клиникой лицензионных требований и может повлечь административную ответственность клиники вплоть до приостановления деятельности.
«Сфера» будет следить за тем, как работает весь приказ и кабинет сексолога в частности. Если у вас или ваших знакомых будет информация об этом, напишите нам в бот