15 сентября на 54-й сессии СПЧ был представлен доклад о ситуации с правами человека в РФ — он посвящен всестороннему государственному давлению на гражданское общество. Доклад описывает события последних полутора лет, с момента нападения России на Украину.
4 апреля 2023 года Совет по правам человека ООН назначил Мариану Кацарову специальной докладчицей по России, и 1 мая она приступила к работе. Это редкий прецедент: ООН выдвигает независимую эксперт_ку в случае систематических нарушений страной прав человека. Сейчас спецдокладчи_цы представлены только в 14 государствах: Россия присоединилась к Афганистану, Беларуси, Бурунди, Ирану, Камбодже, Конго, Мали, Мьянме, Палестине, Сирии, Сомали, ЦАР и Эритрее.
Спецдокладчица обратила особое внимание на нарушение свободы собраний и подчеркнула, что с 2022 года как минимум 9 правозащитных организаций были закрыты правительством принудительно: среди них фонд «Сфера» и ИАЦ «Сова». Ранее по схожему сценарию властями преследовались «Мемориал», Московская Хельсинкская Группа (МХГ) и Сахаровский центр.
При подготовке доклада Кацарова использовала в том числе данные о ситуации с правами ЛГБТ+, предоставленные «Сферой», и посвятила квир-комьюнити отдельный абзац в разделе «Ограничительное законодательство, направленное на гражданское общество» — наряду с законами об «иноагентах», «нежелательных организациях», «фейках» и «дискредитации армии».
В описании положения ЛГБТ+ спецдокладчица упоминает как изначальный закон 2013 года, так и его новую версию. Также экспертка выражает беспокойство в отношении ухудшившейся среды для транс-персон и интерсекс-детей. В докладе сформулированы следующие тезисы:
1. Хотя ЛГБТ+ персоны в России давно сталкиваются с харассментом, угрозами и дискриминацией, открытая враждебность к ним усилилась в 2013 году с принятием закона об «анти-гей пропаганде», который запретил «продвижение нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. Эксперт_ки ООН по правам человека осудили закон как дискриминационный и отметили, что он может привести к росту убийств на почве ненависти, абьюзу, речам ненависти — в том числе против детей.
2. Еще более строгий закон против ЛГБТ+ комьюнити, расширенный на все возрасты, был принят после февраля 2022 года — в соответствии с заявлением президента, что анти-ЛГБТ+ позиция была бы краеугольным камнем его политической повестки. Верховный комиссар ООН по правам человека осудил закон и призвал российских законотворцев отменить его, а не расширять.
3. Впоследствии были приняты дополнительные законы, включающие запреты на признание гендерной идентичности и доступ к гендерно-аффирмативной медицине. Ограничения коснулись взрослых трансгендерных персон, которые теперь не могут получить медицинские услуги, способствующие гендерному переходу.
При этом закон поощряет принудительные или насильственные операции в отношении «аномалий» у интерсекс-детей. Эти губительные медицинские вмешательства, проводимые без осознанного согласия пациент_ки, с высокими рисками и вредоносными последствиями, осуждены большим числом механизмов ООН.
4. В Семейный кодекс также были внесены поправки, запрещающие трансгендерным персонам становиться приемными родителями или опекунами.
5. Крайне гомофобная среда провоцирует в адрес не-гетеросексуальных персон насилие, незаконные задержания и ложные обвинения в преступлениях. Статистика кейсов, например, в Чечне подтверждает, что полиция и силовые ведомства используют против ЛГБТ+ людей шантаж, похищения и пытки.