ЛГБТ+ на «Евровидении»: история побед

В Ливерпуле проходит очередной, 67-й по счету, конкурс песни «Евровидение». Он является значимой частью квир-культуры: какая бы страна не принимала конкурс, ее концертная арена непременно заполняется радужными флагами, а артист_ки нередко выражают поддержку сообществу. Но помимо союз_ниц, на сцене, разумеется, выступают и сами ЛГБТ+ персоны. Мы провели небольшой экскурс в историю, чтобы выяснить, кто из них побеждал на шоу за последнюю четверть века.

Лорин (Швеция, 2012 год)

Говорят, шведка Лорин вернулась на конкурс в этом году не только, чтобы повторить победу, но и выступить открытой бисексуалкой. Певица сделала каминг-аут в 2017 году, спустя 5 лет после триумфа, но намеки делала еще раньше: «Я открыта и хочу найти любовь, и если ею будет женщина, то так тому и быть». Будучи снова главной фавориткой, Лорин дала интервью Gay Times, где пошутила, что ее победный сингл «Euphoria» самый квирный в истории «Евровидения»: «Он вобрал в себя все – мужское, женское, все что угодно». «ЛГБТ+ люди не просто комьюнити, это мое пространство, где меня принимают такой, какая я есть», – резюмирует певица.

Кончита Вурст (Австрия, 2014 год)

Кончита – сценическое альтер-эго гея Томаса Нойвирта – стала иконой гендерфлюидности. Яркий образ дрэг-квин в сочетании с песней о перерождении «Rise Like a Phoenix» принес Австрии безоговорочную победу. Вурст не только артистка, но и активистка: выступления на европейских прайдах она чередует с благотворительными акциями. Так, она высказывается в поддержку ВИЧ-положительных людей (сам Нойвирт сделал ВИЧ-аут в 2018 году) и ЛГБТ+ подростков и не приемлет никаких видов дискриминации. Сейчас Томас выступает не только как Кончита, но и артист WURST, который выражает себя в более маскулинном амплуа.

Дана Интернэшнл (Израиль, 1998 год)

Израильтянка Шэрон Коэн, больше известная под сценическим именем Дана Интернэшнл, осознала себя трансгендерной девушкой в 13 лет. К 24 годам она полностью завершила переход, сменив документы и пройдя операцию, и в тот же год выпустила дебютный альбом. На «Евровидение» она приехала в статусе национальной звезды и покорила европейскую публику хитом «Diva», исполненном на иврите. Дана стала первой открытой квир-артисткой, праздновавшей победу в конкурсе, тем самым проложив дорогу другим ЛГБТ+ персонам. Сама же песня, прославляющая древних богинь и цариц, стала гимном женскому эмпауэрменту.

Мария Шерифович (Сербия, 2007 год)

Как и Дана, свою победную песню – «Molitva» – сербка Шерифович исполнила на родном для себя языке. Компанию на сцене ей составили бэк-вокалистки в строгих смокингах, переплетающих ладони с половинками сердец – квирный образ только усилил интерес к идентичности певицы. Мария ни разу не называла себя лесбиянкой публично, при этом спустя 8 лет после победы она все же призналась, что была в отношениях с девушкой. Шерифович выступала за легализацию однополых партнерств, показав на концерте перед зданием сербского парламента радужный флаг с надписью «Любовь – это закон».

Дункан Лоуренс (Нидерланды, 2019 год)

В балладе о болезненном разрыве «Arcade» намеренно скрыт гендер того, кому она посвящена. О своей бисексуальности Дункан упомянул в преддверии финала конкурса, отметив, что он «гордится шансом показать, кем он является». Не исключено, что этот факт прибавил ему зрительских симпатий и помог стать победителем. Ранее Лоуренс также писал в своем инстаграме: «Для меня любовь не имеет границ, особенно в отношении гендера». В марте этого года певец объявил о свадьбе со своим давним партнером – американским музыкантом Джорданом Гарфилдом.

Вы дочитали до конца, спасибо!

Ежедневно мы оказываем помощь ЛГБТ+ людям, сталкивающимся с нарушением их прав или оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Мы можем делать это благодаря пожертвованиям. Поэтому поддержите нас, пожалуйста, и оформите пожертвование. Любая сумма, особенно в регулярной форме, позволяет нам не только продолжать нашу работу, но и лучше планировать её. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование в нашу пользу. Спасибо.