Многие россияне были вынуждены уехать из России после полномасштабного вторжения в Украину, а власти РФ стали особенно сильно пропагандировать «традиционные ценности». Из-за чего квир-люди тоже предпочитают покинуть страну в поисках места, где можно не бояться быть задержанным только за то, кто ты есть. Однако даже вдали от дома они сталкиваются с новыми трудностями: бюрократией, финансовыми проблемами, депрессией и чувством бесконечного поиска дома.
18 декабря отмечается Международный день мигранта, поэтому «Сфера» собрала анонимные истории о вынужденной релокации.
Отрыв от привычного: выбор или вынужденная мера
«Мы переехали в Армению, так как в России находиться больше не могли — беспокоились за свою безопасность. Начали бегать по улице, поступали словесные угрозы в мой адрес. В общем ничего хорошего. Оба заработали себе болячки – ПТСР и КПТСР. Как только собрали деньги, работая через не могу и выскребая копейки потом и кровью, мигом вылетели из РФ»
Для многих миграция начинается с момента угрозы — словесной, физической, экономической. Но даже в новых странах спокойствие дается нелегко.
«Здесь, в Гюмри, есть военная база РФ, соответственно по улицам ходят российские военные, с которыми периодически пересекаешься. Каждый раз, трясясь за то, что они могут с тобой сделать»
«Рядом, буквально в часе на автобусе, город, который называют ЛГБТ-столицей этой страны, и он замечательный, безопасный, в нем живут принимающие добрые люди. Но приезжая туда, я ни с того ни с сего чувствую, что мне не место там. Как будто мне не место среди людей вообще. Наверное, я так и не научилась жить, и вот теперь просто-напросто не умею»
«Я так устал от того, что нам будто бы вечно придется куда-то бежать, работать до изнеможения, чтобы просто улететь. Постоянно находиться в страхе, даже, когда кажется, что все уже закончилось»
Бюрократия и жизнь в подвешенном состоянии
Даже переехав в «толерантные страны», люди оказываются в миграционном лимбо — без документов, статуса и уверенности в будущем.
«Основная трудность в эмиграции — это отсутствие легального статуса, легального положения релоканта в стране, куда он приехал. Это самое главное — нужен легальный статус, нужно что-то типа так называемых Нансеновских паспортов, которые получали в Европе русские эмигранты после Гражданской войны 1917-1922 годов»
«Там, где я сейчас, не выйдет получить ВНЖ. Нужно проходить через процесс получения убежища. Уже третий год я в этом лимбо. Я не могу заставить себя жить, пока все это крутится»
Другие преодолевают бюрократические сложности ценой огромных усилий.
«Находясь в стране, где я не являюсь резидентом, пришлось получать визу в ЕС. Это было особенно тяжело морально и финансово. Но я справился, потому что знал: другого пути нет»
«Если вы в Германии, не сдавайтесь, любую бюрократию можно переломить. Запаситесь успокоительными таблетками и контактами организаций, в которых есть соцработники и юристы. Здесь можно все — и найти работу с немецким и английским почти на нуле, и открепиться от земли, и в итоге податься на ПМЖ и гражданство»
Психологические вызовы: депрессия и потеря себя
Даже когда опасность позади, эмоции не отпускают. Утрата привычных ритуалов, друзей и статуса ведет к депрессии.
«Потеря работы по специальности, дохода и статуса. Отсутствие бабушек и дедушек рядом и, соответственно, помощи с детьми. Отсутствие друзей. Потеря привычных ритуалов, мест, занятий. Тревожность за будущее. Депрессия»
«Армянская зима научила меня экономить каждую копейку, создавая оазис тепла из тепловентилятора. Но это совсем не та жизнь, которую я себе представлял»
Надежда на интеграцию
Несмотря на трудности, многие ищут возможности для интеграции и новой жизни.
«Если хотите уехать — пробуйте. Сейчас есть много возможностей: учеба, гумвизы, волонтерство. В Канаде, например, можно переехать даже людям без вышки»
«Русские релоканты были бы счастливы находиться в стране легально. Мы хотим работать, платить налоги, быть частью общества. Мы вовсе не хотим сидеть на пособиях или просто бездельничать»
Самопомощь и поддержка сообщества
Кроме надежды внутри себя, российские квир-люди стараются поддерживать друг друга.
«По возможности переезжаете в страну, где большой процент населения поддерживает ваши ценности, например, феминизм, квирность и т.д. И старайтесь развлекаться тоже, если вы не сходите на дискотеку, война от этого не закончится и российский режим не рухнет. Берегите себя и сил всем!»
Истории квир-мигрантов — это истории о мужестве, усталости и вере в лучшее. Даже в самых толерантных местах не всегда удается сбросить с плеч тяжесть прошлого и будущего. Но шаг за шагом, люди продолжают искать новый дом и право на спокойную жизнь.
Если вам нужна помощь, обращайтесь к нам в бот: @spherehelpbot
Мы оказываем бесплатные психологические и юридические консультации, в том числе о визах и беженстве, а специалист_ки экстренной помощи окажут поддержку в случаях преследования.
