В июне 2023 года Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил о создании психиатрического института, который будет изучать «поведенческие направления». Многие были обеспокоены тем, что это означает изучение ЛГБТ+ персон и выработку новых методов конверсионной «терапии». «Сфера» попросила исследователя в области социальных наук проанализировать перспективы такого института и исследования ЛГБТ+ персон, которые уже существуют. Для соблюдения безопасности, эксперт участвовал в материале анонимно.
«Институт изучения поведения»
По словам эксперта, высказывание Мурашко не отсылает к конкретным указам президента:
— Поэтому сейчас об этом «институте» мы можем утверждать лишь по информации из новостей. Однако нельзя пренебрегать тем фактом, что может быть создано учреждение, в котором, наравне с проведением стигматизирующих по своим результатам исследований, будут реализовываться проекты, способные действительно углубить понимание сексуальности и гендерной идентичности.
Как ЛГБТ+ исследуют в российской науке сейчас
Любое исследование ЛГБТ+ в России может обернуться высокими рисками, особенно после поправок в закон о запрете «пропаганды».
В связи с этим, многие исследователь_ницы стали испытывать большую тревогу, работая с ЛГБТ+ сообществом, ведь их деятельность могла быть расценена как противозаконная, несмотря на то, что при внесении поправок изменения не коснулись ФЗ «О Науке» и ФЗ «Об Образовании».
Также, опасаясь за возможные правовые последствия, университеты и научные журналы начинают проводить политику борьбы с исследованиями ЛГБТ+ сообщества и препятствовать публикации и распространению передовых работ по этой теме. В пример эксперт приводит удаление выпуска журнала «Социология власти» об исследованиях сексуальности в январе.
Нынешние реалии создают институциональные препятствия для проведения исследований ЛГБТ+ сообщества тем, что:
- автор_ки исследований могут понести ответственность за открытое распространение результатов;
- институты могут препятствовать организации рабочих групп и защите работ по квир-темам;
- ученые могут испытывать сложности с публикацией исследований, что негативно скажется на их карьере — это снижает индекс цитируемости Хирша и мешает защите диссертаций, так как для допуска нужен определенный объем рецензированных публикаций.
Исследования правозащитни_ц
Но даже в этих условиях продолжают появляться работы, которые анализируют настоящее и прошлое ЛГБТ+ сообщества. Наш эксперт отмечает следующие исследования 2022-2023 годов:
Транс* сообщество
1. В августе 2022 года Инициативная группа «Транс*люди за доступ к здравоохранению» запустила исследование о взаимосвязи между медицинскими процедурами гендерного перехода, качеством жизни и уровнем гендерного несоответствия.
2. В июне 2022 года команда правозащитного фонда «Сфера» проводила исследование с целью установления проблемы с поступлением гормональной терапии в аптеках России после 24 февраля 2022 года.
ВИЧ
1. Так, Форум трансгендерных людей осуществил исследование, посвященное опыту трансгендерных персон в центрах СПИД и ВИЧ-сервисных организациях в России.
2. А в декабре 2022 года была опубликована статья Яны Кирей-Ситниковой «Социальные барьеры и фасилитаторы в доступе к тестированию, профилактике и лечению ВИЧ для трансгендерных женщин: тематический обзор».
Потребности
1. Российская ЛГБТ-Сеть в феврале 2023 года инициировала исследование о психологическом здоровье и потребностях в психологической помощи представителей ЛГБТ+ сообщества.
2. В июле 2023 года организация «Выход» инициировала проведение исследования о потребностях ЛГБТ+ людей в России. Оно будет готово к концу октября.
Общие
1. Также в 2022-2023 году было реализовано ежегодное исследование фонда «Сфера» и организации «Выход» о дискриминации ЛГБТ+ персон в Российской Федерации. Мониторинг дискриминации осуществляется каждый год и фиксирует изменение как в правовом статусе сообщества, так и в опыте маргинализации, с которым сталкиваются его представители каждый день.
Региональные
1. В 2022 году было проведено еще одно исследование «Выхода» регионального значения, которое было посвящено анализу статуса одной из наиболее уязвимых групп — ЛГБТ+ подростков (в Санкт-Петербурге и Ленинградской области).
По данным эксперта, большая часть исследований, проводимых активистскими коллективами, направлена на:
- установление форм дискриминации, переживаемых ЛГБТ+ сообществом или представитель_ницами отдельных групп внутри сообщества;
- выявление ключевых потребностей и запросов ЛГБТ+ людей в России.
В большей степени, такие исследования призваны фиксировать и описывать существующую реальность, чем анализировать ее и синтезировать в результате новое знание о субъектности квир-людей или их опыте переживания собственной идентичности и ориентации.
Академические исследования
В академическом пространстве проводится два типа исследований, касающихся ЛГБТ+ персон. Отдельная группа ангажированных ученых стремится производить работы, лишь подтверждающие важность существования дискриминационных законов. Так, в сборнике студенческих работ 2023 года была опубликована работа1, освещающая «манипулятивные технологии в ЛГБТ+ “пропаганде”» с аннотацией, указывающей, что
«ЛГБТ+ пропаганда» представляет серьезную угрозу «не только жизни и здоровью детей, но и безопасности страны»
В 2022 году в «Вестнике Прикамского социального института» вышла статья с аналогичным посылом, вывод которой формирует негативное отношение к ЛГБТ+ сообществу и призывает к «осторожному отношению к понятию толерантности»2. Можно найти и другие примеры таких исследований, которые публиковались в журналах «Аграрное и земельное право»3, «Казанский социально-гуманитарный вестник»4.
Такие исследования скорее направлены на легализацию и поддержание политики государства, осуществляющего в 2022-2023 годах новый комплекс репрессий против ЛГБТ+ персон. Результаты таких статей не могут рассматриваться как беспристрастные. Более того, большая часть из них опубликована в журналах, не обладающих высоким рейтингом в академическом сообществе. Но общепризнанные журналы не публикуют такие материалы, поэтому специалист_ки, даже проводящие исследования «в русле» политики власти, вынуждены публиковать их в изданиях регионального или вузовского значения.
Но есть и специалист_ки, которые стремятся писать исследования, характеризующие опыт ЛГБТ+ персон и анализирующие их переживания в актуальном контексте.
К сожалению, многие такие исследования имеют очень мало шансов быть опубликованными в текущих условиях, однако это не значит, что они не продолжают реализовываться.
Например, в 2022 году в журнале «Антропологии» вышла аналитическая рецензия на книгу «After difference. Queer activism in Italy and anthropological theory», которая осмысляет различия в опыте квир-активисто_к в Италии и России5. Также в сентябре 2023 года на базе ТюмГУ должна была состоятся конференция «Половой вопрос в СССР», на которой в том числе должны были обсуждатся вопросы «аномалий» половой сферы и медикализации сексуальности, где среди предложенных докладов есть доклады и о ЛГБТ+ персонах. Также на отдельных конференциях, уже проведенных в 2022 году, выступают начинающие исследователь_ницы, анализирующие статус ЛГБТ+ сообщества.
Сейчас можно проследить тенденцию, которую скорее можно описать словами «попытаться сохранить то, что можно сохранить». Многие исследовательские вопросы переназывают так, чтобы это было неочевидно для читателя с первого раза, но все еще затрагивало темы, связанные с ЛГБТ+ сообществом. Например, эксперт_ки вместо ЛГБТ+ используют наименование «уязвимые группы».
В научном сообществе много людей, которые понимают бесчеловечность принимаемых законов, особенно в среде людей, которые относят себя к изучению разных психологических, социальных контекстов.
Множество психолог_инь и психиатр_инь обеспокоены тем, как в таких условиях перестраивать систему помощи и поддержки транс*персон, как проводить исследования, но практики переназывания и создания некоторого «подполья», — то, что остается, и является в целом привычным для постсоветской России.
К каким выводам обычно приходят исследователь_ницы
С точки зрения современных ученых, «пропаганда» сексуальной ориентации — не существующее явление, потому что сексуальная ориентация человека не может быть изменена только внешним опытом: человек не может увидеть гомосексуального человека и в связи с этим «сменить» свою ориентацию.
Сам термин «пропаганда» — неоднозначная категория, которая не имеет единого определения даже внутри российского права. Например, в определении, представленном Верховным судом РФ, указывается следующее: «Довод [..] о неопределенности понятий «пропаганда» и «гомосексуализм» в оспариваемых актах правильно признан судом несостоятельным, поскольку названные понятия имеют общеизвестное содержание». То есть, формулировки «пропаганды» в законах нет, но суд считает ее известной.
Поэтому не существует исследований, проверяющих насколько «пропаганда» может изменить сексуальную ориентацию, ведь концепция «пропаганды» не детализирована.
Можно заключить, что в отношении сексуальной ориентации современная наука не способна дать однозначного ответа о факторах ее формирования. Но можно ориентироваться на заключение Американской психологической ассоциации, которая резюмирует вышеперечисленные выводы:
«Многочисленные исследования возможного влияния особенностей развития, генетических, гормональных, социальных и культурных факторов на сексуальную ориентацию не позволили ученым сделать однозначный вывод о том, что сексуальная ориентация определяется каким-либо конкретным фактором или группой факторов. Многие думают, что в этом комплексную роль играют как врожденная предрасположенность, так и воспитание. Тем не менее для большинства людей сексуальная ориентация не является добровольным выбором, совершаемым сознательно»6.
Существует ли зависимость между количеством исследований и государственной квирфобией
Для того, чтобы установить корреляцию между государственной гомофобией и количеством исследований можно посмотреть то, как было взаимосвязано количество публикаций по этой теме в период с 2013 по 2023 год, так как именно в этот период происходило усиление государственной гомофобии. Для установления этого было использовано несколько научных библиотек, предоставляющих доступ к индексируемым статьям.
elibrary
По информации крупнейшей академической научной базы в России eLIBRARY в период с 2013 по 2023 годы было издано 145 статей, содержащи слово «гомосексуальность».
В те же самые годы было опубликовано 117 статей, содержащих ключевое слово «гомосексуализм».


В период с 2014 по 2022 год сложно установить негативное влияние государственной гомофобной политики на количество публикаций. Скорее возникновение закона о «пропаганде» и дискриминационная политика подталкивала отдельных людей проводить исследования ЛГБТ+ сообщества, пусть даже в отдельных случаях это были работы, рассматривающие гомосексуальность как «не-норму».
Но гомофобная политика государства в 2022 – 2023 году привела к резкому снижению количества публикаций, которое достигло практически рекордно низкой отметки.
Cyberleninka
В другой базе научных публикаций, Cyberleninka, представляющей возможность открыто читать вышедшие статьи, можно увидеть немного иные результаты.
Это объяснено отчасти тем, что в этой базе более низкие требования к учету статьи в реестре, так как она не обязательно должна быть издана в журнале, входящем в индексы научного цитирования.
За период с 2013 по 2023 год в этой базе было найдено 718 статей с ключевым словом «гомосексуальность» и 1000 статей с ключевым словом «гомосексуализм». Накладывая тенденции публикационной активности в этих двух базах, можно увидеть следующую картину:

Можно увидеть, что в пространстве Cyberleninka выкладывается больше статей в целом, однако их научность и качество могут быть поставлены под сомнение. Однако общая тенденция повторяется и здесь: все также сразу после принятия закона 2013 года наблюдается увеличение количества публикаций и резкое снижение их числа в 2022-2023 годах.
То есть гомофобная политика государства коррелирует в период 2013-2020 годов скорее с ростом публикаций, а значит и исследований, касающихся ЛГБТ+ сообщества. В 2022-2023 году гомофобная политика, обострившаяся в период войны, наоборот стала коррелировать с резким спадом публикационной активности по этой тематике.
Также мы можем увидеть, что все это время сохраняется дисбаланс между количеством публикаций с кодовым словом «гомосексуальность» и «гомосексуализм» в пользу последнего, что также может быть последствием гомофобной политики государства, патологизирующей негетеросексуальную ориентацию.
- Васютинская Д. А., Жабинская В. С. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛГБТ-ПРОПАГАНДЕ //АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. – С. 64. ↩︎
- Светлаков А. Г. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЛГБТ-СООБЩЕСТВ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ //Вестник Прикамского социального института. – 2022. – №. 1 (91). – С. 196-199 ↩︎
- Симонова М. А. ПРОБЛЕМА ПРОПАГАНДЫ ЛГБТ: ОПЫТ РОССИИ И США (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) //Аграрное и земельное право. – 2023. – №. 3 (219). – С. 162-166. ↩︎
- Нурутдинова А. Н., Пеунов Н. Ю. ВЛИЯНИЕ КИНЕМАТОГРАФА НА ОТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЛГБТ-СООБЩЕСТВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС //Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2023. – №. 1 (58). – С. 51-57 ↩︎
- Головина А.В.Рец. на Heywood, P. After difference. Queer activism in Italy and anthropological theory. Berghahn books, 2018// Антропологии. №1. 2022. С. 151 – 161. ↩︎
- Американская психологическая ассоциация: Ответы на вопросы о сексуальной ориентации и гомосексуальности ↩︎