В конце августа 10 правозащитных организаций из России направили в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе отчет о ситуации с правами человека в России за 2022 год и ранее. Делимся с вами нашей частью отчёта о правах ЛГБТ+.
Благотворительный фонд правовой и социальной поддержки “Сфера” (“Сфера”), основанный в 2011 году и базирующийся в Санкт-Петербурге, был крупнейшей некоммерческой организацией, занимающейся поддержкой ЛГБТ+ сообщества в России. С момента основания благотворительный фонд “Сфера” выступал финансовым оператором и исполнителем ключевых инициатив по защите прав ЛГБТ+ людей на территории России. В апреле 2022 года было принято судебное решение о ликвидации фонда после процесса, инициированного Министерством Юстиции Российской Федерации, где деятельность организации, “направленная в основном на ЛГБТ+ людей”, была признана “подрывающей нравственные устои российского общества”.
Команда «Сферы» не распалась и продолжает свою работу, сохраняя и развивая программы и мероприятия, направленные на поддержку прав ЛГБТ+ сообщества по всей России.
“Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений”
1. Закон о пропаганде ЛГБТ+, принятый в 2013 году, применяется избирательно. Количество обвиняемых в пропаганде нетрадиционных отношений не превышает восемь человек в год. Большинство дел связано с пропагандой в Интернете. Однако целью этого закона является не наказание конкретных людей, а запрет информации в интернете и стимулирование гомофобных взглядов граждан России.
2. Команда “Сферы” знает, что планомерная работа по выявлению “пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений” в Интернете ведется ФСБ с 2019 года. Известно, что письма ФСБ положили начало “пропагандистским” делам Алексея Павлова из Набережных Челнов, Екатерины Топчий и Сергея из Хабаровска, Юлии Цветковой из Комсомольска-на-Амуре. Юристы “Сферы” обратились в ФСБ с вопросом, почему именно они, а не полиция, занимались этой работой. Участие ФСБ свидетельствует о том, что противодействие информации о ЛГБТ+ является частью государственной политики на высоком уровне.
3. Новый законопроект о “пропаганде ЛГБТ+”, предложенный в июле 2022 года, предлагает запретить любую информацию, которая либо отрицает семейные ценности, либо является “пропагандой нетрадиционных отношений”, что потенциально ограничит доступ к информации. Более того, в пояснительной записке авторы законопроекта приравнивают информацию об ЛГБТ+ к пропаганде суицида, наркотиков, экстремизма и преступного поведения, а самих ЛГБТ+ людей – к педофилам и террористам. На основании этого можно предположить, что дискриминация ЛГБТ+ людей и ассоциирование их идентичности с внешним влиянием, их невидимость как социальной группы будут и дальше узакониваться в России.
Язык вражды
4. Язык вражды служит мощным рычагом для преступлений на почве ненависти. После 2013 года, когда был принят закон о пропаганде, ЛГБТ+ люди стали мишенью для атак гомофобных групп. Нападения с последующим шантажом стали распространенной практикой. Анти-ЛГБТ+ группы поощряли травлю на работе и требовали увольнения ЛГБТ+ учителей или ограничения опекунских прав ЛГБТ+ родителей.
5. Есть несколько позитивных примеров, например, случай со штрафом в 300 евро блогеру Володе XXL за его призыв убивать геев в Telegram в 2020 году. Другой случай произошел в 2021 году, когда два ЛГБТ+ активиста получили компенсации в размере 500 и 830 евро за то, что их преследовал антигендерный активист Тимур Булатов. Однако таких случаев мало и они были бы невозможны без постоянного участия ЛГБТ+ организаций.
Преследование ЛГБТ+ активистов за их правозащитную деятельность
6. В 2021 году сразу после дела о закрытии “Мемориала” российские власти начали кампанию против других правозащитников. Одной из фокусных групп стали ЛГБТ+ организации и активисты. Министерство юстиции выбирает ключевые организации, работающие с правами ЛГБТ+, для признания их иностранными агентами. На данный момент, в списке шесть человек и шесть организаций.
7. С ноября прошлого года Министерство юстиции пытается закрыть благотворительный фонд “Сфера”. Этот иск политически мотивирован и не имеет юридических претензий; об этом упомянул сам судья, когда иск только поступил в суд. Его основание – идеологическая причина, которая была сформулирована буквально следующим образом: “ЛГБТ+ – это сообщество людей, объединенных своей сексуальной и гендерной идентичностью, которая идет вразрез с государственной идеологией, направленной на сохранение и эволюцию человеческого рода”.
Права ЛГБТ+ людей в местах лишения свободы
8. ЛГБТ+ люди подвергаются высокому риску, находясь в армии, тюрьмах и психиатрических больницах. Ярким примером последних лет стало дело Назара Гулевича – трансгендера, который провел более двух лет в одиночной камере в местах лишения свободы, поскольку у администрации не было возможности поместить его к другим заключенным. Властям следует принять единый порядок обращения с заключенными-трансгендерами, исключающий их дискриминацию.
9. В России нет законодательства, запрещающего практики “конверсионной терапии”. В 2020 году мы выявили увеличение случаев, когда ЛГБТ+ люди, проходящие принудительное психиатрическое лечение, обращаются в ЛГБТ+ организации за юридической помощью. Сфера” связывает это с повышением освещенности темы благодаря делу Аминат Лорсановой.
Северный Кавказ
10. 2021 год был отмечен несколькими тенденциями в ситуации на Северном Кавказе. Мы не наблюдали массовых задержаний среди ЛГБТ+ сообщества, но единичные задержания были. Значительно увеличилось количество сфабрикованных уголовных дел. Сотрудники чеченской полиции под пытками заставляют людей писать признания в преступлениях, которых они не совершали. Цель – условный срок и запрет на выезд из Чеченской Республики. Сотрудники полиции в Чечне препятствуют оказанию помощи правозащитникам.
11. В 2021 году значительно увеличилось количество просьб о помощи от женщин в республиках Северного Кавказа. Мы получили двадцать пять обращений. Значительную роль, как отмечают сами заявители, сыграло публичное дело Аминат Лорсановой. Несмотря на тяжелые условия и домашнее насилие, девушки находят способ сбежать и открыто говорят о насилии в семье.
12. В 2021 году Салех Магомадов и Исмаил Исаев были похищены из Нижнего Новгорода и подвергнуты пыткам чеченской милицией. Им предъявили фальшивые обвинения в принадлежности к вооруженной группировке, что стало результатом попытки братьев скрыться от незаконного преследования. В 2022 году Салех был заключен в тюрьму на восемь лет, а Исмаил – на шесть.
ЛБТ-женщины
13. В рамках программы мониторинга, “Сфера” ежегодно фиксирует около семидесяти случаев насилия и дискриминации на почве сексуальной идентичности. Среди этих преступлений – физические нападения, которые организуют радикальные противники ЛГБТ+, нападения, совершенные незнакомыми людьми или сотрудниками правоохранительных органов, домашнее насилие, включая семейные расправы и убийства чести, изнасилования, другие виды сексуального и физического насилия со стороны людей, знакомых жертве.
14. Насилие на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности очень часто остается незарегистрированным или нерасследованным. В случае судебного разбирательства следователи и судьи не рассматривают преступления как совершенные по мотивам ненависти к социальной группе людей, объединенных определенными сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью, несмотря на то, что Уголовный кодекс РФ предусматривает за это жесткое наказание. В апреле 2019 года трансгендерная женщина из Курска Н. Сургутская была зверски убита мужчиной. Фигурант уголовного дела задушил жертву, расчленил труп, раздробил его части и выбросил в мусорные контейнеры рядом со своим домом, после того как узнал, что женщина, с которой он проводил время, является трансгендером. В ходе расследования убийца был сразу признан невменяемым. Во время юридической экспертизы дела следствие даже не рассматривало мотив ненависти.