29 августа в Женеве прошла предварительная сессия перед Универсальным периодическим обзором ООН. «Сфера» также представила на мероприятии свое заявление. Полный текст читайте тут, а здесь мы кратко расскажем о наших требованиях к России и целях адвокационной работы.
О докладе «Сферы»
«Сферу» выбрали в числе 5 организаций, которым дали возможность выступить с таким заявлением на пре-сессии — вместе с «Мемориалом», «Общественным вердиктом» и «ОВД-Инфо».
В своем заявлении мы обращаем внимание Совета по правам человека ООН на то, что в России фактически запретили трансгендерный переход, начали чаще цензурировать контент с ЛГБТ+ тематикой, внесли большое количество активисто_к и правозащитных организаций в список «иноагентов», не регулируются права трансгендерных заключенных, а правоохранительные органы не реагируют на насилие на почве квирфобии.
От России мы требуем:
1. Признать и защищать права транс*-персон, обеспечив им юридическое признание, доступ к медицинской помощи и гендерно-аффирмативным операциям, а также защиту от дискриминации.
2. Отменить закон о пропаганде ЛГБТ+ и заменить его инклюзивным антидискриминационным законодательством, которое поддерживает свободу самовыражения и защищает права квир-сообщества.
3. Продолжить практику направления транс*-заключенных отбывать наказание, учитывая их интересы, и закрепить это в законе.
4. Отменить закон об «иностранных агентах», чтобы устранить его дискриминационное воздействие на организации гражданского общества и активистов.
Почему важно это делать
«Сфера» надеется, что эти требования войдут в список итоговых. Суть участия России в УПО ООН в том, что раз в 4,5 года страна должна отчитываться перед СПЧ о соблюдении прав человека. Другие страны-участницы ООН дают рекомендации о том, как это можно улучшить, а НКО могут предоставить альтернативные данные. Плюс ко всему, рекомендации странам, их исполнение и дополнения от правозащитни_ц можно отследить по годам.
По слова руководительницы «Сферы» Дили Гафуровой, механизм УПО уникален тем, что является самым доступным:
— Правозащитни_цы могут вовлекаться и быть услышанными практически на всех этапах, тем самым препятствуя попыткам государства «обелить» нарушения прав человека. Российские власти сколько угодно могут говорить о том, что права человека не универсальны, а должны соответствовать культурному контексту, «традиционным ценностям» и так далее, но в формате УПО такая идеологическая риторика не имеет места и никому не интересна.
Также мы верим, что постоянное освещение ситуации с правами ЛГБТ+ персон в России повлияет и на решения стран-участниц в вопросе получения убежищ или оказания иной помощи.