31 марта, в День видимости трансгендерных людей, мы хотим напомнить о проблемах, с которыми они сталкиваются в самой невидимой системе общества – пенитенциарной.
В последние годы программа стратегического судопроизводства «Сферы» вела несколько дел, связанных с тюремным содержанием транс-персон в России. В их числе резонансные истории Назара Гулевича из Москвы и Иннокентия Алимова из Петербурга.
Особенно остро стоит вопрос содержания трансгендерных людей, поскольку размещение в мужской колонии и СИЗО грозит им физическим насилием, а в женской – травлей и обесцениванием гендерной идентичности. У ФСИН и правоохранительных органов нет единого стандарта, как поступать в таких случаях, и нередко заключенн_ая определяется в карцер – одиночную камеру без бытовых удобств. Эта опция подается как мера безопасности, однако социальная изоляция может губительно сказываться на ментальном состоянии осужденной персоны. Ровно как и перевод из одной части в другую, так как с новым неподготовленным персоналом приходят дискриминация и буллинг.
Тем не менее, по опыту наших подопечных, женские колонии и СИЗО являются приемлемым местом и для трансгендерных мужчин, и для женщин – даже если маркер в документах у них уже сменен. То же самое касается людей, находящихся в процессе перехода, чей внешний облик не считывается обществом однозначно маскулинным или феминным. И именно о переводе в женское отделение зачастую ходатайствуют в суде сотрудничающие с нами адвокаты.
В местах лишения свободы также не учитывается потребность транс-заключенных в непрерывном приеме гормональных препаратов или АРВТ-терапии, а санчасть не оборудована под инклюзивное медицинское обслуживание.
Мы продолжим следить за соблюдением прав транс-персон в закрытых учреждениях и влиянием на этот процесс закона против ЛГБТ+. Практику содержания людей, вне зависимости от их сексуальности и идентичности, стремятся улучшить такие инициативы, как правозащитный проект «Женщина. Тюрьма. Общество» и фонд «Русь сидящая». Подробнее об особенностях взаимодействия с ФСИН также можно послушать в эпизоде подкаста «Женский срок».
Екатерина Диковская, руководительница «Правовой помощи и стратегического судопроизводства»:
Ситуация с нахождением в местах несвободы трансгендерных людей очень не простая. Это связано и с безопасностью пребывания, и с доступом к медицинской помощи, и с трансфобным поведением сотрудников. В системе исправительных учреждений отсутствуют специальные помещения, поэтому трансгендерных людей содержат в общих отрядах. Если повезет – то в хозотряде или одиночной камере. Сами заключенные зачастую не знают, куда обращаться за помощью, так как профильных некоммерческих организаций, особенно в регионах, пока недостаточно.
Сложнее всего приходится с лекарственными препаратами, которые назначаются пожизненно. Попадая в систему ФСИН, человек может рассчитывать только на себя или близких. В колониях нет доступа к врачу-эндокринологу, который мог бы выписать рецепт. Персонал не обеспечивает отбывающих наказание необходимыми медикаментами.
Важно, что сейчас эти темы стали подниматься не только правозащитниками, но и СМИ. Вместе мы будем думать, как выстроить диалог с ФСИН и решить ситуацию с безопасностью людей в местах лишения свободы.