Ряд российских НКО подали совместный доклад в Комитет по правам человека ООН, в котором, помимо прочего, подчеркивается дискриминационный характер закона «о пропаганде ЛГБТ», растущий уровень цензуры и препятствование свободе слова, объединений и мирных собраний.
Благотворительный фонд «Сфера», а также ряд других российских НКО, среди которых ─ правозащитный центр «Мемориал», ОВД-инфо, информационно-аналитический центр «Сова», «Гражданский контроль», «Русь сидящая», «Общественный вердикт», «Центр защиты прав СМИ»*, подали доклад в Комитет по правам человека ООН (КПЧ). В 2020 году представитель_ницы вышеперечисленных организаций наравне с некоторыми другими обращались к Комитету после предоставленного российской стороной отчета: на основе этих обращений Комитетом был сформулирован итоговый перечень вопросов к властям, после чего РФ предоставила свои ответы. Доклад является реакцией правозащитни_ц на эти ответы в виде комментариев. Его уже можно найти в базе ООН.
Россия является участницей Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 году. За исполнением обязательств пакта государствами наблюдает Комитет по правам человека ООН. Раз в четыре года государства направляют в КПЧ свои отчеты об исполнении условий пакта, и правительство РФ представило очередной такой доклад в апреле 2019 года. Для более многостороннего, взвешенного анализа ситуации с правами человека в отдельной стране КПЧ предоставляет правозащитным организациям и гражданским инициативам возможность направить и свои доклады. На основе всех поступивших документов Комитет составляет список вопросов, на которые обязано ответить правительство страны.
Вышеупомянутый доклад покрывает ряд аспектов, связанных с правами человека в России ─ 7 блоков, включающих в себя права ЛГБТ+, свободу мирных собраний, свободу объединений, свободу слова, проблематику языка ненависти и расового профайлинга, а также то, как сказываются на правах человека анти-экстремистские меры, и положение содержащихся в местах лишения свободы в контексте COVID-19.
В докладе уделяется особое внимание дискриминационному характеру закона «о пропаганде ЛГБТ», его значительному негативному влиянию на активистскую деятельность и жизни ЛГБТ-людей в стране, в том числе ЛГБТ-молодежи. Уточняется, что сам посыл закона вводит заблуждение: он стигматизирует ЛГБТ-людей как ключевую угрозу, а вовсе не способствует защите детей. Дополнительно выражается беспокойство касаемо предложенного законопроекта, который может ужесточить наказание за «пропаганду». Вдобавок в докладе подчеркивается отсутствие попыток со стороны властей решить проблему насилия в отношении ЛГБТ+ людей или даже признание ими самой проблемы, несмотря на её остроту: 16-20% подвергается преступлениям ненависти по признаку СОГИ. Отдельно обозначается, что антиковидные ограничения используются правоохранительными органами для закрытия мероприятий с ЛГБТ-тематикой ─ более того, проведение таких мероприятий в целом всё чаще сопровождается риском угроз для организатор_ок и неофициального закрытия. Дела ЛГБТ-активистки Юлии Цветковой и студента СПБГУ Максима Дрожжина упомянуты в качестве примеров дискриминации против ЛГБТ+, а Ибрагима Селимханова и братьев Магамадова и Исаева ─ преследования ЛГБТ-людей на Северном Кавказе.
Доклад также освещает проблему «расового профайлинга», который имеет место быть в работе российской полиции и судов, но используется под предлогом «превентивных мер» против нарушения миграционного законодательства. Проблемным видится и то, что РФ не изменила внесла ясности в формулировку федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности», что позволяет использовать его произвольно.
Вдобавок подчеркнут возросший за последнее время уровень цензуры – блокировка сайтов во внесудебном порядке и препятствование свободе слова в журналисткой деятельности. Что касается свободы объединений, здесь в докладе делается особая отсылка на законодательство об «иностранных агентах» как самое большое препятствие.
Отдельный блок в докладе посвящен тому, что нет механизмов удостоверения в соблюдении прав заключенных во время пандемии: так, ФСИН не ведет и не публикует статистики о количестве заболевших, умерших или вакцинированных; официальные комментарии о наличии у заключенных средств защиты и дезинфекции могут не совпадать с реальной ситуацией; кроме того, антиковидные ограничения порой используются для препятствия посещениям и получения юридической помощи.
РФ в лице официальных представителей будет иметь возможность отреагировать на вопросы о ситуации с правами человека в стране в рамках 134-й сессии Комитета по правам человека ООН, для которой и готовился доклад. Напомним, что на данный момент Российская Федерация представлена в Совете по правам человека ООН, с членством, истекающим в 2023 году.
*Благотворительный фонд Сфера, правозащитный центр «Мемориал», ОВД-инфо, «Сова», «Гражданский контроль», «Русь сидящая», «Общественный вердикт», «Центр защиты прав СМИ» все внесены в реестр иноагентов.